Диагностика и настройка ГБО своими руками

 Для начала настройки газобаллонного оборудования (далее ГБО), мы должны понимать принцип работы системы подачи топлива бензинового двигателя, потому что газовая система работает на ее основе. 
Это система управления с обратной связью. В которой главным параметром регулирования является оптимальный состав топливовоздушной смеси. Оптимальный состав это соотношение при котором окислителя (кислорода) ровно столько, сколько необходимо для сгорания всего топлива (бензин, пропан). Проверка состава смеси осуществляется с помощью лямбда зонда, который измеряет количество остаточного кислорода в выхлопных газах и по его показаниям бензиновый блок управления передает управляющее воздействие на бензиновую форсунку, уменьшая или увеличивая время открытия. Если смесь “богатая” - время открытия форсунки будет уменьшаться, если “бедная” - увеличиваться. Лямбда зонд подобно аккумуляторной батарейке генерирует напряжение от  0,1 В до 1 В. Богатому составу смеси соответствуют показания лямбда близкие к 1В, бедному к 0В. Это описание конечно не дает полного представления обо всех параметрах, которые влияют на состав смеси, но понимая принцип регулирования вы с легкостью сможете самостоятельно производить настройку газовой системы.
Помимо показаний лямбда зонда на современных автомобилях есть еще несколько показателей характеризующих состав смеси. Это краткосрочная топливная коррекция и долгосрочная топливная коррекция. Я все упрощаю для понимания, не углубляясь в теорию. Эти коэффициенты указывают, сколько электронный блок управления (дальше ЭБУ) добавил либо отнял топлива, чтобы сохранить оптимальный состав смеси. Коэффициенты имеют численное значение в процентах и могут быть как с отрицательным, так и с положительным знаком , но при этом они стремятся к нулю. Положительное значение указывает, что ЭБУ добавляет топливо для поддержания оптимума состава смеси, отрицательное указывает, что смесь обогащена и ЭБУ отнимает топливо. Обогащение осуществляется путем увеличения времени открытия форсунок, обеднение уменьшением. Для считывания этих коррекций вам необходимо будет приобрести диагностический сканер. В некоторых газовых системах он встроен в сам газовый блок управления. Вы сможете с помощью адаптера ГБО не только считывать коррекции, но и считывать данные силового агрегата и даже удалять ошибки бензинового ЭБУ! Если автомобиль “старый” то опираться при настройке ГБО придется на показания лямбда зонда, либо на время открытия бензиновых форсунок. Принцип настройки ГБО заключается в том, чтобы все вышеперечисленные параметры были одинаковыми как на бензине, так и на газе. Одинаковость может быть не абсолютной. Допускается не значительная погрешность.
Инструкции по настройке разных систем есть в интернете, их несложно найти. В одних системах регулировка смеси осуществляется в виде изменения положения точек на графиках, в других в изменении коэффициентов пересчета для газовых форсунок в 2D таблицах. В графическом виде визуализация более удобна, т.к. графики коэффициентов пересчета на бензине и на газе маркируются разными цветами и в случае неправильной регулировки графики будут отделены друг от друга. Вы поймете в каких конкретно участках графика вам необходимо обогатить или обеднить смесь. Понижение коэффициента в конкретной точке приведет к обеднению смеси повышение к обогащению. Вот в этом месте для начинающих начинается самое трудное. Необходимо понять, что бензиновый блок управления воспринимает подачу газа как подачу бензина! Он “думает”, что продолжает работать на бензине. Соответственно если мы будем увеличивать подачу газа ,бензиновый блок управления будет стремиться ее обеднить, уменьшая показания времени открытия бензиновых форсунок. Срабатывает обратная связь по датчику кислорода.
Почему время открытия газовых форсунок должно быть больше, чтобы обеспечить такой же состав смеси как и на бензине? Это обусловлено физическими свойствами газа. Все очень просто. Плотность пропана 0.51 кг/л плотность бутана 0.58 кг/л плотность бензина 0,73 кг/л. Энергия единицы объема соотнесенного к литру соответственно: 6100 ккал/л для пропана, 6834ккал/л для бутана и 7718ккал/л для бензина. Один литр бензина эквивалентен 1,25л. пропан-бутановой смеси. Поэтому для выделения одного и того же количества тепла как на бензине мы должны подать больше газа.
Если коэффициенты пересчета на настроечном графике или в таблице слишком малы, значит установлены форсунки с большими жиклерами или высокое давление в газовой системе. Необходимо заменить жиклеры на меньшие или понизить давление.
Точную настройку ГБО необходимо производить с диагностическим сканером. Для того чтобы видеть топливные коррекции или показания лямбда зонда. На старых автомобилях в диагностических параметрах коррекции могут отсутствовать, поэтому опираться придется на показания лямбда зонда.
Какой сканер вам выбрать? Для начинающих я бы советовал бюджетный вариант
ELM327 Bluetoth Mini . Любой из этих приборов перекроет все функции, необходимые для настройки ГБО. Если вы решили выходить на профессиональный уровень ,лучше приобрести мультимарочный сканер.

                                                                                                 Автор: Владимир Кураев 21.01.2017

 

 

 

Яндекс.Метрика